Вы читаете журнал [info]vikarasik

Май 2012   01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
50 тыщ баксов

Сибирская Атлантида

Posted on 12.04.2010 at 10:32
Бодрость духа: moodymoody
Tags: , , , ,
Кто не в курсе, напоминаю, исчезновение Ангары с карты края – дело пары десятков лет. В августе я уже писала ностальгирующий и отчасти слезливый пост о своей любви к этой красивой и теплой реке, к ее утесам, потрясающим закатам и рассветам, туманам, завыванию каэсок и плавучим островам из травы и цветов. Всего этого скоро не будет, поэтому если кто-то не видел еще Ангару ни разу в жизни, постарайтесь успеть. Или не старайтесь, ведь в этом случае горечь потери будет еще сильнее.



Заполнение ложа Богучанского водохранилища должно начаться уже в конце осени, а там и конь, как говорится, не валялся. Лесосвод до конца не доведен, кладбища не законсервированы, а те, что попадают в полосу прибоя не ликвидированы, археологические раскопки не окончены, экологического обоснования (ОВОС – оценка воздействия на окружающую среду) общественности не предъявлено, переселено на большую землю 12 тысяч ангарцев, но еще в 8 деревнях живут люди, а около тысячи из них вообще не намерены переезжать. И самое главное - проект ГЭС не утвержден, но, тем не менее, она будет введена в эксплуатацию! На вопросы экологов, почему так происходит, прокуратура отвечает одно, мол, никакую оценку проводить сегодня не надо, ее же провели в 70-е г.г., перед тем как закинуть первую лопату в воду у Кодинской заимки, так что все в порядке. В нашей стране закон, что дышло – это все знают, и его служители настолько циничны, что даже не скрывают этого.

Сегодня я хочу рассказать о сибирской Атлантиде, о том, что мы теряем и что приобретаем с появлением очередной станции в каскаде, запланированном к строительству еще в 20-30 г.г. прошлого века.

Каскад Ангарских ГЭС должен быть завершен в 20-х г.г. 21 века – это курс нашего правительства. Их пять: Иркутская, Братская, Усть-Илимская в соседней Иркутской области и Бурятии, Богучанская и планируемая Мотыгинская - в крае. Длина Ангары 1826 км, и после запуска БоГЭС большая часть реки превратится в водохранилища, подпираемые друг другом. Согласно проекту 1979 года (строить БоГЭС) начали в 1977-м, уровень рукотворного моря должен был составлять 185 метров, сегодняшняя проектная отметка 208 м, и снижать ее никто не собирается. Никому нет дела, что при таком раскладе в море не будет течения как такового, и все стоки от стоящих выше станций навеки останутся в болоте между Кодинском и Усть-Илимском. Ведь именно в него превратятся почти 400 км от Усть-Илимской до Богучанской ГЭС, ибо при отсутствии места для разгона, река не сможет самоочищаться.

Думаю, нет смысла говорить о том, какой урон нанесет это экологии Приангарья. Что творится с рыбой на Енисее, мы уже знаем, теперь матрица поимеет и Ангару. Растительный и животный мир, десятки малых рек, впадающих в нее – все это станет историей, погубленной руками людей. Не стоит забывать и о торфяных болотах, которые, будучи затопленными, не прибавят чистоты водохранилищу, о несведенных и не вывезенных уже срубленных лесах. В случае же строительства Мотыгинской, свободным останется лишь 140-километровый участок реки, фактически нижний бьеф плотины.









Красивая и могучая Ангара, по которой тысячелетия назад шел один из потоков великого переселения народов, а в 17 веке уже в обратную сторону двигались русские насельники, привлеченные обилием в этих, по сути, северных краях пахотной земли, заливных лугов, рыбы, птицы, зверя и дикоросов, исчезнет с лица Земли, и что особенно неприятно – с карты края, в котором мы живем. Правда, наблюдать за трагедией любимой реки на ее берегах будет некому. Почему? Об этом ниже.

Ангарцы или по-другому кежмари (насельники Кежемского района, большая часть которого уйдет под воду Богучанского моря) представляют собой совершенно самостоятельную ветвь русскоязычного населения Сибири. Это особый субэтнос, сформировавшийся из поморов, в 17 веке отправившихся сюда за лучшей долей, и предков нынешних эвенков, разбавленный казаками и политическими ссыльными. Даже в 20 веке ангарцы умудрились сохранить свои традиции – и бытовые, и охотничьи, свой особый говор, непонятный даже их соседям из ближних районов, высокий уровень грамотности, который не свойственен таежной глубинке... И не факт, что выселенные из родных мест, разобщенные, они смогут и дальше все это хранить. «Ну и что? – спросит обыватель, - кто им мешает собираться и петь свои поминальники в Красноярске?» А то, что у нас в России так принято – сначала все разрушить до основания, а через сто лет начать собирать обломки, безуспешно искать носителей языка, создавать всевозможные «тальцы» и искать атлантиды.









Кежмарям посвящены книги и статьи, массу инфы о них можно нарыть в инете, в нашем педуниверситете изучают их фольклор и пишут о них диссертации. За три века в «их» части Северного Приангарья сформировался особый долинный таежный тип землепользования, все населенные пункты и почти все угодья сосредоточены в трех расширениях долины Ангары и на ее островах. В Северном Приангарье нет мостов, островная культура ангарцев уникальна, самые древние поселения на огромных речных островах относятся к позднему палеолиту (об археологии региона ниже), после прихода сюда русских мало что изменилось, ведь именно на островах Ангары всегда были самые лучшие пахотные земли и заливные луга. И будут до конца этого года.

Конечно, можно говорить, что любой субэтнос нужно беречь, и кое-кто пострадал гораздо больше ангарцев, этих-то просто переселяют на материк и квартиры дают, но вдумайтесь, после затопления ложа водохранилища деревни не будут перенесены на новые берега, как это было, к примеру, на Красноярском море. На огромной богатейшей территории от Усть-Илимска до Кодинска не будет жить никто!!! Зато там проложат новые трубы, начнут валить лес для китайцев и тянуть провода. А если построят и Мотыгинскую ГЭС, в чьей целесообразности сомневаются местные жители (ведь мощности БоГЭС хватит не только на будущий алюминиевый завод, из-за которого, якобы, все это и затеяли, и на продажу, но и на все три района Приангарья), то и на территории Богучанского и Мотыгинского района людей не будет.









Красивейшая река умрет, берега ее опустеют, зато хозяева ГЭС набьют мошну. И судя по материалам общественных слушаний и заявлениям Русгидро, доходов от продажи электроэнергии сами ангарцы, пострадавшие в результате переселения (а по-другому сказать и нельзя), не получат. Обеспечение экологических мероприятий целиком ляжет на плечи краевых властей, а прибыль от ГЭС, которые варяги построят на нашей земле, достанется им, а не краю, что, возможно, сделало бы пилюлю не такой горькой. Нам же достанется только засранное болото, мертвый лес и обезлюдевшее Нижнее Приангарье.

Меня бесит эта ситуация, почему ломоносовское «могущество России, которое будет прирастать Сибирью» варяги и вообще жители европейской России воспринимают, как возможность убивать природу где-нибудь подальше от Урала, выкачивая из недр все, что только можно. Я не хочу никого лично обижать, порядочность и честность людей не определяется географическими рамками, но по ту сторону Урала тоже есть большие реки с серьезным напором воды. Срите у себя, переселяйте своих людей, если ангарцев вместе взятых меньше, чем жителей какого-нибудь райцентра на Псковщине, это еще не значит, что они не любят свою землю так же сильно, как псковитяне.







Помню, ехали с предками в поезде до Симферополя, мне тогда было 8 лет. Сосед по купе был из Волгограда, так они с папой подрались. Дяденька вполне искренне утверждал, что «у вас в Сибири места много, лесов много, рек много, а народу мало, поэтому и ГЭС надо у вас строить, и заводы самые вонючие, и ядерные отходы хранить. У нас-то в Европе места мало, народу впритык, речки наши, особенно Волгу-матушку надо беречь!» – эти его слова не забылись.

Идиоты и те, кто думает, вот построят БоГЭС, и электричество в крае станет дешевле! Хуйня это, товарищи, в Дивногорске что-то тарифы не стремятся к нулю, хотя ГЭС под боком. Хотя строителям в свое время обещали, что электричество в Дивногорске вообще будет бесплатным… Но видите ли, в европейской части России «выгодно строить мини-гэс, а в Сибири они не окупаются». Только от этого окупания сибирякам толку как с козла молока, обогащаются миллионеры, электричество бежит на запад, а мы, позволяющие убивать свои реки и леса, голосуем против строительства нефтепровода на берегу Байкала, а что творится под носом, даже не думаем. Американцы законсервировали у себя все разработки полезных ископаемых, китайцы за срубленное дерево расстреливают, только широкая русская душа не жалеет ни для кого своих богатств…









Кстати, в связи с этим хотелось бы понедоумевать по поводу того же Байкала. Почему весь мир горой встает на его защиту (хотя далеко не каждый даже в России знает, где он вообще находится), и пусть не всегда от этих акций бывает толк, но, заслышав про Байкал, все готовы бежать спасать жемчужину. Но почему никому нет дела до единственной реки, вытекающей из него. Не хочу умалять достоинств славного моря, которое я нежно люблю, но мне обидно за свой край и за Ангару. Горстка людей из Плотины.нет не спасет ситуацию, потому что по опросу тех же красноярцев лишь 30% опрошенных людей знают, где эта Ангара протекает, а уж почему она так важна, вряд ли кто-то вообще захочет разобраться. Это доказали и мероприятия, прошедшие в Красноярске пару недель назад – обсуждать проблемы Ангары пришло не более 20 человек, и большая их часть – переселенные ангарцы. Общественных слушаний по Мотыгинской ГЭС в столице края вообще не проводилось, а те, что проводились на месте в прошлом году, были заявлены в такие сроки, когда река разливалась, и у жителей не было возможности просто добраться до зала заседаний.

Что касается археологии, то высказывание: "Не зная прошлого, нельзя построить будущего" - нынешним хозяевам жизни не знакомо. Конечно, раскопки археологического памятника, по сути, есть его уничтожение, но хорошо, что исследователи Приангарья почти целый век по крупицам собирают все то, что осталось от наших предков. Пусть уничтожают, но с пользой. Увы, выкопать все невозможно, нельзя выломать скальные плоскости – а практически все утесы Ангары покрыты рисунками разных эпох. Сегодня в зону затопления попадают 162 памятника, еще 60 нуждаются в идентификации. В случае появления еще и Мотыгинского моря под водой окажется в разы больше стоянок, городищ и петроглифов. Чего стоит только остров Сергушкин, где стоянки тянутся одна за другой на 12 км. Я участвовала в раскопках на Ангаре трижды, и именно там поняла, что археология - это не тупое перечисление культур и дурацкая терминология, а возможность потрогать историю руками, и даже, отчасти, создавать ее.









Мне, как человеку не чуждому всего этого лопатно-щеточного действа, страшно представить, что погибнет еще не до конца раскрытая история древнего Приангарья, где в глухой тайге когда-то жили люди, родственные тем, кто малевал личины на камнях в минусинских степях. Как человеку, любящему свой край – что погибнет красота, созданная природой, погибнет от рук уродов, для которых это всего лишь точка на карте и источник обогащения. И равнодушие жителей края им всегда будет только на руку.

А как журналисту, мне страшнее всего тот факт, что ни одно местное издание не соглашается взять материал по Ангаре. И я их понимаю, потому что знаю, чем это может для них закончиться, ведь политика краевых властей в отношении БоГЭС всем известна – стройка века, залог развития и прочие лозунги. Но кому нужно развитие, если земля станет мертвой, если на ней никто не будет жить и трудится? Ясно кому. В ситуации, когда против БоГЭС сделать уже ничего нельзя, неравнодушные люди пытаются выступать против Мотыгинской, ведь удалось же отложить строительство Эвенкийской ГЭС на Нижней Тунгуске, где большинство жителей региона проголосовали против. Значит, надежда спасти последний кусочек Верхней Тунгуски, более известной под бурятским названием Ангара, еще есть. Нужно просто перестать быть слепыми и равнодушными.

Извиняюсь, что текст местами несвязный, что мне вообще-то несвойственно, что много эмоций, но, честно, накипело. Я просто люблю Ангару и хочу, чтобы она жила.

Фотки взяла у археолога Саши Каявы
Интересные снимки Ангары Ирины Якуниной можно посмотреть на www.ecoangara.ru

Comments:


Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
Nataly
[info]ra_net_ka at 2010-04-12 04:34 (UTC) (ссыка)
Поддерживаю двумя руками. Но, боюсь, ни письмами, ни митингами не остановить беспредел. Мирных способов не вижу :о( Даже авария на С-Ш ГЭС никак не повлияла на ситуацию.
vikarasik
[info]vikarasik at 2010-04-12 06:47 (UTC) (ссыка)
Я понимаю, что это в 99% случаев как война с ветряными мельницами. Но я думаю, ты согласишься со мной - это еще и вопрос собственной совести. Я хочу как-то в этом поучаствовать, а раз ничего, кроме как писать не умею, значит, буду писать. Ну и подписываться, конечно
noizy
[info]noizy at 2010-04-12 08:52 (UTC) (ссыка)
чорт.
попытаться надо, я считаю
я перепощщу
(Анонимно) at 2010-04-12 09:45 (UTC) (ссыка)
Спасибо, Викарасик! Вы еще раз подтвердили правильность выбранного мною пути - ветроэнергетики. В планах этого лета - свидание с Ангарой!
Даниил Goodwin
[info]daniil_goodwin at 2010-04-12 14:04 (UTC) (ссыка)
перепостил у себя. Это, конечно, не "блеснуть интеллектом", но все, что могу, наверное. Вообще, конечно, гадостно на душе.
vikarasik
[info]vikarasik at 2010-04-12 14:45 (UTC) (ссыка)
Гадостно, что все это называют "развитием". Я разговаривала с мотыгинцами, они не дураки, и понимают, что прогресс не остановить, и электричество району нужно, но надобность ГЭС непонятна никому. Люди собираются уезжать, если ее построят. А на новых предприятиях будут вахтовики работать - видимо это и есть развитие региона

Спасибо за перепост
i_plombir
[info]i_plombir at 2010-04-12 14:11 (UTC) (ссыка)
Запостал в ЖЖ. Как только сайт наладим и там запостим...Жалко рельно до слез((
vikarasik
[info]vikarasik at 2010-04-12 14:46 (UTC) (ссыка)
мерси за поддержку
жду запуска вашего сайта, кстати, с нетерпением
Готлиб, Безумный Шляпник
[info]gotli at 2010-04-12 14:18 (UTC) (ссыка)
сделаю перепост
vikarasik
[info]vikarasik at 2010-04-12 14:47 (UTC) (ссыка)
спасибо большое
в голове моей опилки
[info]buzzing_winnie at 2010-04-12 14:28 (UTC) (ссыка)
всё верно. строительство больших ГЭС суть варварство.
именно поэтому нужно и должно строить АЭС.
vikarasik
[info]vikarasik at 2010-04-12 14:50 (UTC) (ссыка)
Интересно, что сами гидростроители это тоже понимают. Делала интервью давеча с таким проектировщиком, он обеими руками за мини-гэс, но говорит, что вкладываться в них некому - олигархам невыгодно, а у местных нет средств. Много шуму было вокруг Эвенкийской ГЭС, а от нее никто и не собирался даже тянуть провода в Туру - столицу Эвенкии, ибо это невыгодно, пусть и длальше углем топят. Это к вопросу о том "как важно для местного населения и развития территории" построить здоровенную станцию
(Удалённый комментарий)
[info]a_vl_klp at 2010-04-12 14:40 (UTC) (ссыка)
перепощу
Beredd Pe Allt
[info]modelman at 2010-04-12 14:54 (UTC) (ссыка)
Спасибо! Ходил по Ангаре от Стрелки до Мотыгино, очень понравилось.
vikarasik
[info]vikarasik at 2010-04-13 02:27 (UTC) (ссыка)
будем надеяться, что еще удастся походить
Ансамбль индейской народной музыки
[info]katya_allegria at 2010-04-12 16:32 (UTC) (ссыка)
прочитала твой пост аж в ЖЖ моей новозеландской знакомой:)) Жесть, конечно, все это:(( я помню, была на какой-то прессухе по ядерным отходам, когда тип из Москвы говорил: да, конечно, надо здесь все это развивать, в Краснодаре... (Какая им разница где пакостить, лишь бы от себя подальше)
vikarasik
[info]vikarasik at 2010-04-13 02:29 (UTC) (ссыка)
Вот такие люди нами и управляют - варяги, которым действительно наплевать на регион, что бы они там не декларировали. Лебедь помнится, оговаривался, все Краснодарским краем нас звал...
Меня сложно разозлить на самом деле, но тут что-то я завелась
Миша Кончиц
[info]mishbanych at 2010-04-12 19:25 (UTC) (ссыка)
К сожалению, это прямое наследние СССР - мичуринская наука, покорение природы и всё такое.
И лесосвод редко когда доделывали, и города с деревнями затопляли и прочая, и прочая.
Хорошо хоть не осуществили планы Нижнеобской ГЭС и канала к Аральскому морю.
Но не надо только делить народ на сибиряков и европейцев, все проблемы - наши совместные. К сожалению, наш народ в большинстве своём лишён осознания себя как части страны. Да что там - кто чувствует себя частью своего города, района? Многие дальше колбасного магазина не мыслят. Отсюда и такое отношение к родной природе, многонациональной стране. Да кто такие эти ангарцы для жителей городов? А ведь такой природой и такими народами можно было бы гордиться! Но куда там..
Очень понимаю Ваше сожаление, если можно, то дам ссылку. Хоть я из Москвы, но надеюсь летом побывать на Ангаре.
vikarasik
[info]vikarasik at 2010-04-13 02:33 (UTC) (ссыка)
Спасибо за добрые слова, и извините, если ненароком обидела. Понятно, что и у нас тут болото, люди живут в Красноярске всю жизнь, а на Столбах ни разу не были, и задумываться о чем-либо вообще редко кому приходит в голову - я по долгу службы таких людей ежедневно встречаю.
А все эти волюнтаристские планы, повороты северных рек и прочее, вы правы, они никуда не исчезли, и гробы будут плавать по Богучанскому морю, как когда-то плавали по Красноярскому.
За ссылку спасибо и обязательно приезжайте!
fimia
[info]fimia at 2010-04-12 19:49 (UTC) (ссыка)
наткнулась на этот пост в ЖЖ одного из френдов. Очень, очень жаль, но почему-то веет безысходностью... ничего не сделаешь((( Иногда мне кажется, что мы и правда что-то типа инопланетного вируса занесенного на землю... Эта природа нам чужда и мы постоянно пытаемся ее изменить, повернуть все реки вспять, вырубить леса и засадить пустыни... в отличие от аборигенов, которые жили тысячелетиями в гармонии с природой.
vikarasik
[info]vikarasik at 2010-04-13 02:38 (UTC) (ссыка)
в связи с этим на меня сильное впечатление произвел фильм "Жизнь после людей". Там очень здорово показано как восстанавливается природа после того как в одну секунду с земли исчезли ВСЕ люди. 100 лет хватило, чтобы большая часть построенного нами развалилось. На это вся и надежда, что как бы не гадили, природа все равно возьмет свое, и безобразное состояние наших плотин тому подтверждение. Страшно только, что это может плохо для наскончится для
Торонгил
[info]tibout at 2010-04-13 03:11 (UTC) (ссыка)
Перепостил, если вы не против.
vikarasik
[info]vikarasik at 2010-04-13 03:12 (UTC) (ссыка)
я только за, спасибо
Shur
[info]dabavog at 2010-04-13 05:04 (UTC) (ссыка)
Спасибо за рассказ!
Я почему-то думал что эти страшные проекты уже позади.
vikarasik
[info]vikarasik at 2010-04-13 07:55 (UTC) (ссыка)
я тоже так думала, когда была на недострое Богучанки в 2000 году, тогда вообще никто не верил, что стройку возобновят, даже местные потихоньку начинали возварщаться в дома.
В крае у нас запланировано еще 3 ГЭС - Мотыгинская, Эвенкийская и Нижнекурейская, так что экологам работы непочатый край, увы
Рыжiй Волчара
[info]raudulv at 2010-04-13 07:43 (UTC) (ссыка)
Перепостилъ.
И не надо всехъ изъ европейской части Россiи грести подъ одну гребенку.
Достало это раздѣленiе на "подкепочниковъ" и "замкадышей", "европейцевъ" и "азиатов"...
Проблема въ томъ, что и мы-то можемъ совсѣмъ немногое...
vikarasik
[info]vikarasik at 2010-04-13 07:59 (UTC) (ссыка)
я еще раз прошу прощения за невольное местничество, просто так получается, что защищают природу здесь, как правило, местные, а заказчики великих строек - приезжие, отсюда и особая неприязнь к ним аборигенов.
Мы и правда бесильны все перед нашим государством и его "опорами", носовсем молчать уже стыдно. Думаю, что даже это обсуждение и перепосты имеют ценность, хотя бы самую маленькую.
Еще раз извиняюсь и спасибо за перепост
dezyre
[info]dezyre at 2010-04-13 15:59 (UTC) (ссыка)
обрыдалась
перепостила
vikarasik
[info]vikarasik at 2010-04-14 01:34 (UTC) (ссыка)
тебе рыдать вредно же. теперь чувствую себя виноватой
anfa
[info]anfa at 2010-04-14 03:13 (UTC) (ссыка)
попробуйте запостить в сообщество [info]krsk
ljournalist_bot
[info]ljournalist_bot at 2010-04-14 05:32 (UTC) (ссыка)
Поздравляем! Ваш пост был отобран нашими корреспондентами и опубликован в сегодняшнем выпуске [info]ljournalist'а.
vikarasik
[info]vikarasik at 2010-04-15 01:25 (UTC) (ссыка)
:)
я и не знала, что такой есть...
shefsus
[info]shefsus at 2010-04-14 07:26 (UTC) (ссыка)
Эх... Помню как меня когда то поразили слова местной бабки (из Невона или из Кеуля), что до строительства Усть-Илимской плотины на Ангаре жили лебеди.. Усть-илимские рыбаки за хариусом ходят аж до красноярского края - рыба уже давно ушла. Теперь вообще ее не останется...

Перепощу.
vikarasik
[info]vikarasik at 2010-04-15 01:27 (UTC) (ссыка)
На новом вдхрн вроде собираются строить рыбную ферму или что-то типа того, ссылаясь на опыт Майнской ГЭС, где вода такая чистая, что даже форель разводят. Речь там шла о пеляди. Хариуса популяцию видно уже не надеются восстановить.
kvisaz
[info]kvisaz at 2010-04-14 08:31 (UTC) (ссыка)
Ангара не исчезнет, она станет шире и глубже.

Хорошо вам в уютной ЖЖ тормозить прогресс. У вас быт налажен и с электричеством проблем нет. А что большинство ангарцев, к которым я отношусь, хотели бы жить так же хорошо, как вы городах - вы, наверно, не думаете.

Чтобы болеть за судьбу Ангары, надо не приезжать к нам раз в год, как турист, а жить постоянно.

И кто живёт, тот знает, что жизнь в таёжной деревне совсем не так хороша, как можно подумать.

Посёлок Таёжный административным усилием решили оставить без расселения (он вне зоны затопления). Как думаете, что сказали жители посёлка.

Они сказали: "Да вы охуели! Давайте быстро закрывайте наш населённый пункт и переселяйте в город". Этим летом, этой осенью - жители Таёжного голосуют за то, чтобы их посёлок убили.

Вот она, правда ангарской жизни - http://kvisaz.ru/20091106/3327/

Это всё потому, повторюсь, что для того, чтобы болеть за Ангару, недостаточно приезжать к нам раз в год. Нужно жить здесь, нужно вырасти здесь, нужно строить планы на жизнь здесь.

И чтобы эти планы осуществились - нужны города, нужны электростанции, против которых вы так усердно голосуете, сытые и зеленые.

Ангара не исчезнет, она станет шире и глубже.
vikarasik
[info]vikarasik at 2010-04-15 01:42 (UTC) (ссыка)
Вы наверно невнимательно читали полемику нашу. Речь не идет о том, что прогресс надо душить в зародыше - это не нужно и невозможно. БоГЭС уже никуда не денется, и суть прений по следующей ГЭС в каскаде заключается в том, чтобы свести к минимуму последствия. Сами же заказчики проекта говорят, что энергии БоГЭС хватит и на соседние районы, и еще одна по сути не нужна. ЛЭП все равно потянут на запад, потому что бабло стричь хозяева будут оттуда. А вот почему им проще вложиться в новую ГЭС, чем поделиться энергией с местным населением - этот вопрос и стоит очень остро. Они готовы засрать всю реку, но не дать вам и всем остальным, кто связывает свое будущее с Приангарьем, дешевого электричества.

Я что такое глубже и шире - я знаю не понаслышке - Красноярское море в 40 км от меня, и парит Енисей так, что легочников в городе с каждым годом все больше и больше. И ледовые переправы для жителей деревень к северу от Кырска исчезли, и рыба вся с описторхозом, да много еще чего.
Мои знакомые работают на нашей и СШ ГЭС и рассказывают в каком состоянии нынче и оборудование, и сами тела плотин. Так что и эта угроза реальна.
Практика строительства на постсоветском пространстве Сибири крупных промышленных объектов показывает, что все разговоры о комплексном развитии - лишь завлекалка. На деле строят то, что нужно, засирают все вокруг и качают деньги. А мы сидим и смотрим. Съездите в Норильск - самый грязный город на планете, и прогуляйтесб по тундре за комбинатом. Такой кошмар я лично видела только в фильмах о ядерной зиме.
Дмитрий Верхотуров - Dmitri Verhoturov
[info]schriftsteller at 2010-04-14 09:37 (UTC) (ссыка)
Спасибо большое!
vikarasik
[info]vikarasik at 2010-04-15 01:30 (UTC) (ссыка)
рада что не оставила равнодушным
ljrate
[info]ljrate at 2010-04-14 14:58 (UTC) (ссыка)

запись попала в рейтинг записей

Запись http://vikarasik.livejournal.com/71746.html попала в топ записей рейтинга.
максимальные показатели записи за всё время на данный момент:
vikarasik
[info]vikarasik at 2010-04-15 01:28 (UTC) (ссыка)

Re: запись попала в рейтинг записей

оказывается интернет-сообщество, о котором так много говорят в телящике, все же существует:)
Синяя СавА
[info]inelle at 2010-04-14 16:18 (UTC) (ссыка)
спасибо большое. Я из Беларуси, но моя мама жила на Байкале и Ангару видела, а папа там служил, в 6 км от Ангары и все время рассказывает про эти места. Не знаю, чем еще помочь, просто перепостила...
vikarasik
[info]vikarasik at 2010-04-15 01:30 (UTC) (ссыка)
Спасибо большое и за добрые слова, и за перепост.
Pavel Burovskiy
[info]likeabur at 2010-04-15 05:39 (UTC) (ссыка)
слушай, а не лучше ли в плане пропаганды невозможности всей этой ерунды делать фото в духе "курорт как он был на рекламе/тот же пляж по приезду, сразу после шторма"? Я такого типа наружку видел - очень неплохо действует.

Своей любовью в такого сорта постах не очень поможешь, тема замылена. Все время кто-то где-то чего-нибудь засирает, а общественность столько же раз высказывается в духе "опять нагадили, а чего тут сделаешь". Получается скорее наоборот, поддержка темы безнадеги.

Скорее, надо бы подать тему так, чтобы любому не знакомому с темой было понятно: так нельзя. Фотки вымытых скелетов на берегу реки на фоне красочного заката, доклады о захоронениях сибирской язвы в зоне затопления и т.п. Но - каждый раз сконцентрированные на чем-то одном. И более-менее регулярно такое подавать. Только чтоб таким заниматься, нужно организовываться, водиночку не сделаешь. По типу байкальской волны, только шире.
vikarasik
[info]vikarasik at 2010-04-15 05:55 (UTC) (ссыка)
Это хорошая идея, и действительно, часто используемая, и думаю, у Плотины.нет она найдет отклик и понимание.
Проблема в том, что на все это нужны средства, а чтобы попасть в зону затопления - немалые. Тут все упирается в гранты и спонсорскую помощь, они и так этим занимаются с переменным успехом.
Со своей стороны я могу обещать лишь текстовое сопровождение
geoexp
[info]geoexp at 2010-04-15 17:33 (UTC) (ссыка)
не знал о таком проекте вообще, а где можно прочитать мнения противоположной стороны - тех, кто подсчитывал плюсы от строительства?
vikarasik
[info]vikarasik at 2010-04-16 02:07 (UTC) (ссыка)
Думаю, на сайте русгидро или русала (заказчиков) можно найти все необходимые документы. На сайте плотина.нет имеются стенограммы слушаний по МоГЭС, там тоже говорят о плюсах и минусах
lana_eariel
[info]lana_eariel at 2010-04-16 06:10 (UTC) (ссыка)
Может имеет смысл написать на сайт Медведеву? только четко и аргументировано, понимаю,что эмоции в таком вопросе очень сильны, но только такие сообщения будут читать.

lana_eariel
[info]lana_eariel at 2010-04-16 06:11 (UTC) (ссыка)
Я думаю это может иметь какой-то резонанс (имхо)
Previous Entry  Next Entry